Экологическое образование

Дигалова М.С.

Методы экологического образования в дошкольном учреждении.

МБДОУ д/с-к/в №11 (г. Кропоткин)

На современном этапе развития общества экологические проблемы выходят на передний план, диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию экологического сознания и культуры природопользования. Работа начинается с дошкольного учреждения, первого звена в системе непрерывного образования. В образовательном процессе детского сада используются различные формы организации детей. Труд и наблюдения в природе можно организовывать индивидуально или с подгруппой детей. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, видео. Наглядные методы с наибольшей полнотой демонстрируют возможности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют формировать у них яркие, конкретные представления о природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать различные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать сам ребенок также требует комплексного использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений. О способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда.

О свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя. Раскроем несколько методов обучения детей экологическим знаниям. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Знакомя детей с природой, педагог использует иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, диапозитивы, кино-, теле- и видеофильмы. Такой материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.

С его помощью формируются знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. В детском саду используются методы интерактивного обучения, позволяющие дать детям представление о длительно протекающих явлениях в природе. В экологическом воспитании широко используются разнообразные игры, применяются две группы игр: игры с готовым содержанием и игры творческие. Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи), в этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Для того чтобы знания детей были осознанными в детском саду используются несложные опыты. Опыты способствуют развитию у детей познавательных способностей, интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную активность. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей: они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включая и занятия. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Работу по экологическому воспитанию ведем вместе с семьей. Только опираясь на семью мы можем решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека, способного решать экологические проблемы.

 

Работа педагога Дигаловой М.В.

ВЫРАЩИВАНИЕ ЗЕЛЕНОГО ЛУКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СНЕГ -ВОДА»

ТРУД В КОМНАТЕ ПРИРОДЫ